Мост через реку Дунай между городами Видин (Болгария) и Калафат (Румыния)

Мост Видин-Калафат через реку Дунай будет представлять важное звено в транспортной инфраструктуре обеих стран, Болгарии и Румынии, и будет составлять часть южной ветви панъевропейского транспортного коридора № IV. Он обеспечит дорожную и железнодорожную связь. Инициатором проекта является Болгарское Министерство транспорта и сообщений, но Болгария и Румыния вместе будут оперировать мостом и поддерживать его состояние.

map

map

Начало конструкции двухкилометрового звена ожидается в 2005 году с завершением в 2008 году и с общей стоимостью в 230 миллионов Евро. Проект ко-финансируется Европейским Союзом, программой « Instrument for Structural Policies for Pre-Accession » (« Инструмент для Структурной Политики для Предприсоединения »), Европейским Инвестиционным Банком, Agence Française de Développement (Французским Агентством по Развитию) и Немецкой Банковской Группой KfW (общей суммой до 165 миллионов Евро), вместе с правительством Болгарии.

МЕЖУЧЕРЕЖДЕНЧЕСКАЯ ДОГОВОРЕННОСТЬ

В июне 2000 года две страны подписали соглашение о технических, финансовых, легальных и организационных аспектах проекта. Соглашение было ратифицировано Парламентами обеих стран и вошло в силу в апреле 2001 года. Двухстороннее соглашение указывало, что оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) должна быть проведена совместно, принимая во внимание законодательства Болгарии, Румынии и Европейского Союза. Обе страны являлись Сторонами Конвенции Эспо по ОВОС в Трансграничном Контексте.

Соглашение учредило Совместный Коммитет для наблюдения за проектом, председательствуемый заместителями министров транспорта обеих стран, включая представителей обоих министерств по охране окружающей среды. Девять рабочих групп экспертного уровня также были учреждены. Одна из них - Совместная Рабочая Группа (СРГ) по экологическим проблемам №2 - занималась вопросами окружающей среды и координировала процедуры по окружающей среде. СРГ использовала любые возможности чтобы разрешить процедурные сложности. В дополнение, Группы по осуществлению проекта и управлению проектом (ГОУП) были учреждены в каждом компетентном органе обеих стран - в Румынском Министерстве транспорта, строительства и туризма и в Болгарском Министерстве транспорта и коммуникаций.

Местоположение моста было выбрано после изучения в 1990-х годах возможных вариантов магистралей, рассматривая экологические, социальные и экономические аспекты. Анализ, завершённый в июле 2001 года, определил оптимальное местоположение моста.

ПРОЦЕДУРА ОВОС

Болгария применяет одношаговую процедуру ОВОС в начале процесса разработки проекта, в то время как Румыния применяет ОВОС в рамках позволительного процесса ( то есть перед выдачей лицензии на строительство). Для того, чтобы разрешить эту разницу и обеспечить в целом более сильную ОВОС, трансграничная ОВОС происходила на двух стадиях:

Начальная ОВОС согласно Болгарскому законодательству, и

Окончательная ОВОС согласно Румынскому законодательству .

photo

Вид с румынской стороны на Болгарию: Дунайский навигационный канал и Безымянный остров.

photo

Вид с болгарской стороны на будущее местоположение моста.

Эксперты из международной консалтинговой компании возглавляли группу по ОВОС, которая также включала консультантов из Болгарии и Румынии. Местные эксперты были залицензированы или зарегистрированы как требуется болгарским и румынским законодательством. Формальная процедура уведомления, предусмотренная Конвенцией, не была сочтена нужной и предварительная оценка не была проведена; решение остановилось на совместной ОВОС, согласно двухстороннему соглашению. Совместная группа по ОВОС подготовила документацию по ОВОС и ГОУП предоставила полный перевод на болгарский, румынский и английский языки (по 20 экземпляров на каждом языке), с ГОУП, покрывающей эту стоимость. Начальная ОВОС была завершена в августе 2001 года.

Компетентные органы в Болгарии и Румынии уведомили свою общественность в самом начале процесса по ОВОС, используя методы перечисленные в таблице. Болгарские органы и эксперты по ОВОС проконсультировали общественность во время подгодовки предварительной ОВОС и во время предварительных и окончательных отчётов по ОВОС. Румынские компетентные органы также уведомили общественность о возможности проконсультироватся об окончательном отчёте ОВОС, о предложениях проекта, и о публичных слушаниях которые проходили в декабре 2004 года.

Методы уведомления
Болгария
Румыния
Районные газеты
да
да
Национальные газеты
да
да
Районное радио
да
 
Телевидение
да
 
Уведомление районных НПО
да
 
Уведомление национальных НПО
да
 
Уведомление надлежащих национальных, областных и районных органов
да
да
Помещение информации на интернет-страницах организаций по окружающей среде и разработчиков  
да

Начальная документация по ОВОС была роздана компетентным органам в Болгарии (на болгарском и английском языках), в Румынии (на румынском и на английском) и в области города Видин, Болгарии (на болгарском языке). Документация была также доступна в течении одного месяца всем заинтересованным физическим лицам, членам НПО и другим заинтересованным сторонам. ГОУП утвердила предельный срок для получения письменных комментариев от общественности и других вовлеченных сторон в обеих странах.

photo

Береговая линия Дуная, Румыния

photo

Береговая линия Дуная летом - вид на ось моста

Основываясь на начальном отчёте по ОВОС и в соответствии с Болгарским и Румынским законодательствами, компетентные органы по охране окружающей среды и местные органы власти обеих стран, в январе 2002 года, организовали публичные слушания с участием заинтересованной общественности и неправительственных организаций (НПО) в городах Калафат и Видин. Компетентные органы власти в каждой стране предоставили протоколы совещаний с комментариями сделанными во время публичного слушания. ГОУП перевели комментарии на английский язык и отправили их компетентным органам другой страны. В целом, только десять комментариев было получено  от румынской общественности и семь от болгарской. Местные органы власти Калафата и Видина оплатили расходы на организацию публичных слушаний и необходимого синхронного перевода. Участники же публичных слушаний оплатили свои расходы сами. В течении этой процедуры общественного участия никаких возражений со стороны общественности или со стороны НПО не последовало, были только комментарии по поводу смягчающих мер, призванных уменьшить вредное воздействие на окружающую среду, и других улучшений.

photo

Бухта для паромов на стороне города Калафат

Основываясь на начальном отчёте по ОВОС и принимая во внимание результаты общественных слушаний, Министерство окружающей среды и водных ресурсов Болгарии вынесло свое решение по ОВОС в феврале 2002 года. Решение предусматривало определённые условия, являющиеся мерами для предупреждения или ограничения существенных вредных воздействий на окружающую среду. Принятие этих мер обеспечит соблюдение требований указанных законодательством. Инициатор проекта не оспорил эти условия. Румынский компетентный орган по окружающей среде огласил свое мнение о начальном отчёте по ОВОС, которое было послано Болгарскому компетентному органу. Информация о решении по ОВОС была опубликована в болгарской национальной газете и копии были выданы инициатору проекта, районному муниципалитету и заинтересованным органам. Решение было переведено на английский язык и послано Румынскому компетентному органу через ГОУП.

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ОТЧЁТ ПО ОВОС

Окончательный отчёт по ОВОС был завершен в октябре 2004 года. Окончательный отчёт по ОВОС предоставил больше информации о воздействии планируемого проекта на румынскую сторону чем начальный отчёт по ОВОС. Окончательный отчёт был составлен на английском, румынском и болгарском языках и был предметом публичного слушания в декабре 2004 года. Публичноное слушание было проведено в городе Калафат, Румыния. Кроме болгарских и румынских органов и экспертов по ОВОС, которые составили окончательный отчет, там были представлены заинтересованная общественность и представители национальных НПО. Вопросы, ответы и комментарии о проекте и об отчёте по ОВОС были учтены в протоколе о слушании. Дискуссии продемонстрировали готовность румынской общественности и органов поддержать этот проект, принимая во внимание возможности для развития в регионе, которые бы появились от планируемого моста.

Болгарское законодательство не требует дальнейшего участия общественности, основываясь на окончательном отчете по ОВОС. Тем не менее, отчёт был доступен общественности в Болгарии и инициатор был готов зарегистрировать комментарии. Однако, никаких письменных комментариев не было получено. Министерство окружающей среды и водных ресурсов Болгарии взяло на себя подготовку письменного опроса по окончательному отчёту по ОВОС. Румынское законодательство предусматривает единственную процедуру по ОВОС (с одним отчётом по ОВОС) названным « соглашение по охране окружающей среды », которое вступает в силу в момент технико-экономического обоснования и заканчивается принятием окончательного решения, перед началом проекта.

Альтернативы, представленные для конструкции моста:

photo

Вариант А1 - (Бетонный мост)

Пролётное строение через Дунай - консольная конструкция in situ . Путепроводная надстройка in situ на опалубках или на кронштейнах, либо с наземной опорой или на фермах, присоединённых к постоянным и/ или временным плотинам.

   

photo

Вариант Е - ( Висящий мост) - Главная башня

Висящий мост - стальные секции возведены из реки. Бетонное мостовое полотно может быть слито in situ, собрано и помещено на панели с соединемиями или слито со стальной частью до подъема. Конструкция сбалансирована кронштейном с главной башни. Неподвесные надстройки и путепроводы – построенные in situ на опалубках, либо с наземной опорой либо на фермах, присоединённых к постоянным и/ или временным плотинам.

   

photo

Вариант G (Составной мост)

Мостовая ферма - стальная ферма и другие стальные элементы собраны секциями. Они могут потом быть подняты на место используя морские и наземные краны или спущены либо с болгарского либо с румынского берега. Временная стальная конструкция и/ или временные плотины скорее всего будут необходимы при подходе, где применяется спуск секций. Верхние и нижние бетонные мостовые полотна слиты in situ.

Подготовлено Ваней Григоровой из Министерства окружающей среды и водных ресурсов Болгарии и Даниелой Пинетой из Министерства водных ресурсов и охраны окружающей среды Румынии при поддержке секретариата Конвенции Эспо. Декабрь 2004 г.

Bridge over the Danube River between Vidin (Bulgaria) and Calafat (Romania)

The Vidin-Calafat Bridge over the Danube River will provide an important link in the transport infra­structure of both Bulgaria and Romania, and will form part of the southern branch of the pan-European transport Corridor number IV. It will provide for both road and rail links. The project proponent is the Bulgarian Ministry of Transport and Communications, but Bulgaria and Romania will jointly operate and maintain the bridge.

map

map

Construction of the 2-km link is expected to begin in 2005 and to be completed in 2008, at a total cost of € 230 million. The project is being co-financed by the European Union's ‘Instrument for Structural Policies for Pre-Accession’ programme, the European Invest­ment Bank, the Agence Française de Développe­ment and the German KfW banking group (totalling up to € 165 million), together with the Government of Bulgaria.

Institutional Arrangements

In June 2000, the two countries signed an agreement on the project’s technical, financial, legal and organizational aspects. The agreement was ratified by the Parliaments of both countries and entered into force in April 2001. The bilateral agreement specified that an environmental impact assessment (EIA) should be carried out jointly, taking into account Bulgar­ian, Romanian and European Union legis­lation. Both countries were Parties to the Espoo Convention on EIA in a Transboundary Context.

The agreement established a Joint Committee to oversee the project, chaired by the two countries’ deputy transport ministers and including representatives of their environment ministries. Nine working groups also were established at the expert level. One of them – the environmental Joint Working Group (JWG) No. 2 – dealt with environmental matters and coordinated environmental procedures. The JWG met on many occasions to resolve procedural difficulties. In addition, Project Implementation and Management Units (PIMUs) were established within each of the two countries’ competent authorities – the Romanian Ministry of Transport Construction and Tourism and the Bulgarian Ministry of Transport and Communications.

The location of the bridge was selected through a route selection study – examining environmental, social and econ­omic aspects – carried out in the 1990s. A study completed in July 2001 deter­mined the optimal location of the bridge.

EIA Procedure

Bulgaria has a one-step EIA procedure at the beginning of the project design process, whereas Romania has EIA in the framework of the permitting process (i.e. before obtaining the construction permit). To resolve this difference, and to provide a stronger overall EIA, the transboundary EIA took place in two stages:

a preliminary EIA according to Bulgarian legislation, and

a final EIA according to Romanian legislation.

photo

View from the Romanian side towards Bulgaria: the Danube Navigational Channel and the Nameless Island.

photo

View from the Bulgarian side to the future location of the bridge.

Experts from an international consulting company led the EIA team, which also included local consultants from Bulgaria and Romania. The local experts were licensed or registered as is required by Bulgarian and Romanian legislation. No formal notification procedure under the Convention was considered necessary and nor was screening undertaken – a joint EIA had been decided upon in the bilateral agreement. The joint EIA team prepared the EIA documentation and the PIMUs provided full translation into Bulgarian, Romanian and English (20 copies of each), with the PIMUs covering these costs. The preliminary EIA was completed in August 2001.

The competent authorities in Bulgaria and Romania notified their own public right at the start of the EIA process, using the methods listed in the table. The Bulgarian authorities and EIA experts consulted the public during the preparation of the preliminary EIA and on the preliminary and final EIA report. The Romanian competent authorities also noti­fi­ed the public about the possibility to consult the final EIA report, and the project proposal, and about the public hearing that took place in December 2004.

Notification methods

Bulgaria

Romania

Local newspapers

yes

yes

National newspapers

yes

yes

Local radio

yes

 

Television

yes

 

Post to local NGOs

yes

 

Post to national NGOs

yes

 

Post to concerned national, district and local authorities

yes

yes

Displayed on webpages of environmental authorities and developers

 

yes

The preliminary EIA documentation was distributed to the competent authorities in Bulgaria (in Bulgarian and in English) and Romania (in Romanian and in English) and to the Vidin municipality, Bulgaria (in Bulgarian). The documentation was also available for one month to all interested members of the public, representatives of NGOs and other interested parties. The JWG had establish­ed a time limit for receiving written comments from the public and other concerned parties in both countries.

photo

Danube shoreline, Romania

photo

Danube shoreline in summer, Bulgaria – view to the bridge axis

Based on the preliminary EIA report, and in accordance with Bulgarian and Romanian legislation, the competent environmental authorities and local authorities from both countries also organized public hearings, with the public concerned and with non-governmental organizations (NGOs), in Calafat and Vidin in January 2002. The competent authority in each country provided minutes from the meetings with comments made during the public hearing. The PIMU translated the comments into English and forwarded them to the competent authority in the other country. In total, only ten comments were received from the Romanian public and seven from the Bulgarian. The Calafat and Vidin municipalities covered the costs of organizing the public hearings, and of the necessary interpretation. The participants in the public hearings covered their own costs. During this public participation procedure, there were no objections from the public or from the NGOs, only comments on mitigation measures to reduce environmental impacts and other improvements.

photo

Ferryboat harbour on the Calafat side

Based on the preliminary EIA report, and taking into account the results from the public hearings, the Bulgarian Ministry of Environment and Water issued its EIA decision in February 2002. The decision stipulated specific conditions, being measures for preventing or limiting significant adverse impacts on the environment. The implementation of these measures will ensure that the require­ments of the legislation are observed. The project proponent did not contest the conditions. The Romanian competent env­ir­on­mental authority issued its opinion on the preliminary EIA Report, which was sent to the Bulgarian competent authority. The information on the EIA decision was published in a Bulgarian national newspaper, and copies were given to the project proponent, to the local municipality and to the concerned authorities. The decision was translated into English and sent to the Romania competent authority through the PIMU.

Final EIA Report

The final EIA was completed in October 2004. The final EIA report provided more information about the proposed project’s effects on the Romanian side than did the preliminary EIA report. The final report was drawn up in English, Romanian and Bulgarian, and it was the subject of the public hearing in December 2004. The public hearing was held in Calafat, Romania. Besides the Romanian and Bulgarian authorities and the EIA experts who drew up the final EIA Report, there were present the public concerned and representatives of one national NGO. The questions and answers and the comments on the project and the EIA report were recorded in the minutes of the hearing. The discussions showed the willingness of the Romanian public and authorities to support the project, taking into account the opportunities for the development of the region, expected to arise from the proposed bridge.

Bulgarian legislation does not require further public participation based on the final EIA report. Nevertheless, the report was made available to the public in Bulgaria, and the proponent was prepared to record comments. However, no written comments were received. The Bulgarian Ministry of Environment and Water undertook to prepare a written opinion on the final EIA report. Romanian legislation provides for a single EIA procedure (with a single EIA report), called an “environmental agreement”, which starts at the moment of the feasibility study and ends with the issue of the final decision, before the project is started.

The alternatives presented for the construction of the bridge:

photo

Option A1- ( Concrete Bridge)

Superstructure spans over the Danube river – In situ cantilevered construction. Approach viaduct superstructure – Built in situ on formwork or in cantilever, either supported from the ground, or supported on trusses attached to permanent and/or temporary piers.

 

 

photo

Option E – ( Cable Stayed Bridge) – Main tower

Cable stayed spans – steel sections would be lifted from the river. The concrete deck could be either cast in situ, prefabricated and placed in panels with in situ joints, or cast with the steel part prior to lifting. Construction would be by balanced cantilever from the main tower. Non cable-stayed superstructure spans and approach viaduct spans - Built in situ on formwork, either supported from the ground, or supported on trusses attached to permanent and/or temporary piers.

 

 

photo

Option G ( Composite Bridge)

Truss superstructure spans – The steel trusses and other steel elements would be prefabricated in sections. These could then be either lifted into place using marine and land cranes, or launched from either the Bulgarian or Romanian Banks. Temporary steelwork and/or temporary piers are likely to be necessary for the launched approach. The upper and lower concrete decks would be cast in situ.

Prepared by Vania Grigorova of the Bulgarian Ministry of Environment and Water and Daniela Pineta of the Romanian Ministry of Waters and Environ­mental Protection, with the support of the Espoo Convention’s Secretariat. December 2004