Français
 
 
Español
 
العربية
 
汉语
 
Română
 
Gjuha shqipe
 
Македонски
Print page     Create PDF
Здоровье

Вопросы, связанные со здоровьем населения, в Конвенции по ОВОС и Протоколе по СЭО

При проведении ОВОС проектного уровня редко уделялось достаточное внимание такого рода воздействию, несмотря на фундаментальную важность здоровья населения, вместо этого акцент ставился на физической и биологической среде (см. ниже). Протокол по стратегической экологической оценке (СЭО) призван исправить данный дисбаланс, делая особый упор на вопросы, связанные со здоровьем населения, в соответствии с Декларацией третьей Конференции на уровне министров по окружающей среде и охране здоровья, Лондон, 16–18 июня 1999 года (Лондонская декларация о действиях на основе партнерства), в которую вошли следующие положения:

  • Действия, касающиеся всех: 7. Мы проведем оценки воздействия на окружающую среду, в которых будут охвачены все виды воздействия на здоровье и безопасность населения. Мы предлагаем странам внедрить и/или проводить стратегические оценки воздействия на окружающую среду и здоровье предлагаемых стратегий, планов, программ и общих правил. Мы предлагаем международным финансовым учреждениям также проводить такие оценки. Предполагается, что неправительственные организации (НПО) и общественность примут соответствующее участие в этом виде деятельности.

  • Экономические перспективы деятельности по охране окружающей среды и здоровья: 45. Мы будем развивать, в той степени, в которой это необходимо, наш потенциал по проведению экономического анализа, с тем, чтобы этот механизм помогал нам осуществлять наши обязательства и, в частности, укреплять наши национальные системы стратегической оценки воздействия на окружающую среду,  с тем чтобы они, в свою очередь, охватывали вопросы здоровья, а также обеспечивал интеграцию вопросов окружающей среды и здоровья в соответствующие стратегии (см. пункт 21 (а)). Мы будем содействовать практике полного учета и компенсации издержек, связанных с окружающей средой и здоровьем, а также подготовке стратегий достижения этой цели.

Вопросы здоровья населения часто принимаются во внимание при проведении ОВОС и СЭО. Однако «даже если эти вопросы рассматриваются, то в оценках в основном учитываются негативные последствия, возникающие в результате ожидаемых изменений в [физических] компонентах окружающей среды, игнорируя при этом последствия от изменений других детерминантов здоровья, таких как, например, социально-экономические факторы, а также игнорируется возможность создания благоприятных условий для  здоровья населения».[1] Состояние здоровья определяется как экологическими, так и социально-экономическими детерминантами. [2]  Более того, вопросы, связанные со здоровьем, при проведении ОВОС или СЭО чаще всего оцениваются не специалистом в области здравоохранения, а экологом или социологом, что еще более снижает степень рассмотрения данной проблемы.

С более обстоятельным обсуждением вопросов здоровья и Протокола по СЭО можно ознакомиться в Информационно-справочном руководстве, в котором представлен раздел, посвященный здоровью, а также содержатся ссылки на другие материалы.

Ссылки на другие материалы, посвященные вопросам здоровья в рамках ОВОС  

Европейский комитет по охране окружающей среды и здоровья  (ЕКООСЗ) выступает в качестве руководящего комитета серии конференций на уровне министров по окружающей среде и охране здоровья, проводимых Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) каждые пять лет. В 2004 году в Будапеште состоялась  Четвертая конференция на уровне министров по окружающей среды и охране здоровья. В рамках этой конференции 23 июня 2004 года прошло параллельное мероприятие «Протокол ЕЭК ООН по стратегической экологической оценке: последствия для здравоохранения», которое было организовано правительством Чешской Республики в сотрудничестве с ВОЗ, ЕЭК ООН и Региональным экологическим центром Центральной и Восточной Европы (см. итоговый отчет).

Также вы можете познакомиться с публикацией ВОЗ/ЕРБ 2010 года: здоровье и стратегическая экологическая оценка.

 

[1] Dora & Racioppi (Дора и Расиоппи), (2002) – см. примечание [2].

[2] Важность социально-экономических детерминантов здоровья отмечают, например, Dora, C., & Racioppi, F. 2002. Health Impact Assessment as part of Strategic Environmental Assessment: moving the European policy framework towards a greater integration of health consideration in the development of policies, plans and programs (Дора С. и Расиоппи Ф., Оценка воздействия на здоровье населения как часть стратегической экологической оценки: На пути к усилению интеграции вопросов здоровья населения в процесс разработки стратегий, планов и программ в рамках основ европейской политики), Тезисы симпозиума на конференции ISEE-ISEA по оценке воздействия на здоровье – совершенствующийся инструмент для принятия решений PDF , Ванкувер, Канада, 14 августа 2002 г. [ISEE – International society for environmental epidemiology – Международное общество по эпидемиологии окружающей среды; ISEA – International society for exposure analysis – Международное общество по анализу подверженности внешнему воздействию.]   


© United Nations Economic Commissions for Europe – 2013

Health

Human Health in the EIA Convention and the SEA Protocol

Project EIAs have rarely provided sufficient emphasis on such impacts, despite the fundamental importance of human health, focusing instead on the physical and biological environment (see below). The Protocol on Strategic Environmental Assessment (SEA) attempts to redress this imbalance by placing a special emphasis on human health, reflecting the Declaration of the Third Ministerial Conference on Environment and Health, London, 16—18 June 1999 (London Declaration on Action in Partnership), which included:

  • Cross-cutting action: 7. We will carry out environmental impact assessments fully covering impacts on human health and safety. We invite countries to introduce and/or carry out strategic assessments of the environment and health impacts of proposed policies, plans, programmes and general rules. We invite international financial institutions also to apply these procedures. There will be appropriate participation of nongovernmental organizations (NGOs) and members of the public in the procedures set out in this paragraph.

  • Economic perspectives on environment and health: 45. We will develop, so far as is needed, our capacities to carry out economic analysis, in order to place this tool at the service of efforts to meet our commitments, and in particular to strengthen our national systems of strategic environmental impact assessment so as to include health concerns, and to ensure the integration of environment and health considerations into policies (paragraph 21(a)). We will promote the full internalization of environment and health costs, and the preparation of strategies for achieving this.

Human health has often been taken into account in EIAs and SEAs. However, “even when health aspects are addressed, assessments tend to estimate only the negative effects resulting from expected changes in [physical] environmental media, neglecting the effects of modifications on other health determinants, such as socio-economic ones, and the possibility of promoting health benefits”.[1] Health is dependent on both environmental and socio-economic determinants. [2] Further, the human health component of an EIA or SEA is not generally undertaken by a health professional, but rather by an environmental or social scientist, further diminishing the consideration of health.

For a more thorough discussion of health and the Protocol on SEA, see the Resource Manual, which includes a part oh health and where links to further resources may be found.

Links to resources for health in EIA

The European Environment and Health Committee (EEHC) acts as the steering committee for the series of ministerial conferences on environment and health, held by the World Health Organisation (WHO) every five years. The Fourth Ministerial Conference on Environment and Health was held in Budapest 2004. Summary report of the side event UNECE Protocol on Strategic Environmental Assessment: Implications for the health sector organized by the Czech Republic in cooperation with WHO, UNECE and the Regional Environmental Centre for Central and Eastern Europe. The event was held in Budapest, 23 June 2004, as part of the Fourth Ministerial Conference on Environment and Health (see summary report).

See also the 2010 publication by WHO/Euro on health and strategic environmental assessment .

[1] Dora & Racioppi (2002) — see note [2].

[2] The importance of socio-economic determinants of health is noted by, for example, Dora, C., & Racioppi, F. 2002. Health Impact Assessment as part of Strategic Environmental Assessment: moving the European policy framework towards a greater integration of health consideration in the development of policies, plans and programs, in Proceedings of Symposium at ISEE-ISEA Conference 2002 on Health Impact Assessment (HIA) - a maturing tool for decision-making PDF , Vancouver, Canada, 14 August 2002.